ГлавнаяРегистрацияВход    СКАУТЫ САРАТОВА:
методический кабинет
Вторник, 04.02.2025, 05:43
  Каталог статей Приветствую Вас Гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » Мои статьи

ДЕТИ XXI ВЕКА

ДЕТИ XXI ВЕКА –

ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ ИЛИ ЗАЛОГ ПРОЦВЕТАНИЯ РОССИИ?


В новом учебном году величина зарплаты многих саратовских педагогов будет зависеть от качества проводимой ими воспитательной работы. Как им найти по-настоящему эффективную и интересную детям систему воспитания?


В воспитании разбираются все. Достаточно послушать старушек у подъезда, женщин в общественном транспорте, родителей на школьном собрании, и мы увидим, что Россия – страна гениальных педагогов, каждый из которых знает совершенно надёжный, не дающий сбоев рецепт воспитания подрастающего поколения. Вот только отчего-то количество преступлений, совершённых подростками, по-прежнему огромно и всё чаще раздаются горькие сетования родителей: «Не понимаю, что с моим ребенком произошло. Рос тихим, послушным, а потом как с цепи сорвался». Причина находится всегда: дурная компания, недосмотр педагогов, и лишь изредка – собственные ошибки в воспитании.

А, может быть, это вполне закономерно? Откуда родителям, в большинстве своём не обучавшимся педагогическим технологиям, знать, как правильно воспитать ребёнка в условиях быстро меняющегося общества? Вот и действуют по принципу: «Меня воспитали нормальным человеком, и я буду своих детей теми же методами воспитывать». А жизнь безвозвратно изменилась – стало больше возможностей и соблазнов, с экранов телевизоров открыто пропагандируется принцип: «Живи так, как тебе нравится. Будь выше правил и общественного мнения», исчезла единая государственная система воспитания. В этих изменившихся условиях старые методы уже не эффективны, а новых родители не знают.

Те родители, которые понимают эту проблему, обращаются за помощью в школы, уповая на то, что там работают профессионалы, имеющие необходимые знания и опыт. Но, зачастую, и школы не могут предложить им действенную помощь. Ностальгически вспоминая о пионерской организации, дававшей воспитательной работе необходимую системность, они создают по её подобию свои школьные организации или сводят весь процесс воспитания к череде праздничных мероприятий и классных часов. У одних это получается лучше, у других – хуже, но в любом случае, эффективную воспитательную систему, способную работать в любой школе, независимо от квалификации и способностей конкретных исполнителей (снова вспомним пионерию!), изобрести пока не удалось.

Так где же выход? И есть ли он вообще? Может, есть смысл просто терпеливо ждать руководящих указаний – ведь там, наверху придумают в конце-концов что-нибудь подходящее? Может быть, но тогда надо набраться мужества, взглянуть в глаза детей, попавших в спецшколы, ночующих в подвалах, употребляющих наркотики, пострадавших в национальных конфликтах, и честно признать, что в их недетской судьбе есть и наша личная вина. Существует и альтернатива, сложная, но крайне необходимая – найти эту эффективную систему самим, проверить её в работе и применять в своей практике. Каждому по отдельности это сделать сложно, но тем и славилась Россия, что все самые сложные проблемы нам удавалось решить сообща, «всем миром», собрав усилия воедино. Попробуем?

Во-первых, определимся с целью. Кого именно мы хотим воспитать, какие качества надо помочь выработать детям, чтобы вырастить их наиболее приспособленными к жизни и полезными обществу? Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года сформулировала государственный заказ: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».1 Эту формулировку и возьмём за основу наших поисков.

Итак, цель определена. Теперь нужно наметить путь к ней, по возможности прямой и не имеющий непреодолимых преград. А ещё лучше – проверенный многими людьми, успешно дошедшими по нему до цели. Такие пути есть: это те детские общественные организации, которые успешно работают уже много лет и доказали свою эффективность. Самая долгоживущая из них, предлагающая наиболее продуманный с педагогической и психологической точек зрения системный подход, проверенный в разные времена и в разных странах – организация скаутов. Не беда, что название не русское, слово «пионер» («первый, идущий впереди») тоже в своё время коробило слух своим английским происхождением, но кто теперь об этом помнит! Да и в конце-концов, так ли важно, в какой стране было сделано открытие, результатами которого пользуются во всём мире! Гораздо важнее, насколько эта система позволяет нам решить наши проблемы.

В скаутинге есть три ключевых направления деятельности: нравственно-патриотическое, социальное и личное развитие. Все они одинаково важны и органично дополняют друг друга. Проецируя их на формулировку госзаказа, мы видим совпадения сразу по нескольким пунктам: нравственность, развитое чувство ответственности за судьбу страны, способность к сотрудничеству. А, учитывая, что одна из основных целей этого движения – научить ребёнка ставить жизненные цели, находить оптимальные варианты их достижения и преодолевать всевозможные преграды на пути к ним, мы получим совпадения и по остальным пунктам. Очень важно, что всё это реализуется через многообразие интересных детям игровых форм, учитывающих их возрастные и психологические особенности. Дети не видят процесс воспитания – они просто играют, путешествуют, преодолевают трудности, помогают друг другу и Родине, а в результате получают бесценный опыт личностного роста, социального взаимодействия и служения Родине, на который они смогут опереться во взрослой жизни.

Единственно, что не даёт скаутская система из приведённой выше формулировки, это современное образование. Но его может дать школа, а вот мотивация к получению такого образования хорошо реализуется через тот же скаутинг. Кстати, возможности школы и скаутской организации очень хорошо дополняют друг друга и в системе школьного самоуправления. Участвуя в школьных выборах, дети учатся демократии и готовятся эффективно реализовывать своё будущее избирательное право. Работая в школьном совете, они получают опыт планирования, организации, согласования позиций и принятия обдуманных решений, ответственности за выполнение добровольно взятых на себя обязательств.

И, главное, скаутская система - это не очередная педагогическая теория, подобная множеству сиюминутно вспыхивающих, захватывающих сердца и умы, но так же быстро гаснущих новаторских идей. Это практика, успешно реализуемая в большинстве городов России, в том числе и у нас в Саратове.

Саратовское отделение Российской скаутской организации начало свою работу с начала 2008 года, и всего за полгода объединило более полутора тысяч мальчишек и девчонок. Руководители школ, педагоги, родители и сами дети открывали для себя новые возможности, предоставляемые скаутской системой, и спешили реализовать их на практике. В тех саратовских школах, которые действительно искали наиболее эффективные методы воспитательной работы, были созданы целые скаутские дружины: в МОУ СОШ № 93 – 17 отрядов, в МОУ СОШ № 67 – 10, в гимназии № 1 – 5.

Преимущества скаутской системы заметили и в Правительстве области. Министр, председатель Комитета общественных связей и национальной политики Правительства области Иван Иванович Брянцев и его заместитель Елена Павловна Каштанова, заместитель министра образования Саратовской области Людмила Викторовна Сафонова поддержали скаутское движение и сделали всё возможное, чтобы наиболее полно реализовать его потенциал на благо города и области. Благодаря их помощи, саратовские скауты смогли не только заявить о себе и провести ознакомительные семинары, но и организовать патриотический форум «Патриотическое воспитание – дело семейное и государственное», собрав на него представителей наиболее крупных детских и молодёжных организаций области, занимающихся патриотическим воспитанием. Результатом форума явилось подписание соглашения о консолидации усилий в деле патриотического воспитания и создание на базе скаутской организации Координационного совета общественных организаций, работающих с детьми и молодёжью.

Без поддержки Правительства области не состоялся бы и областной палаточный скаутский лагерь, на котором была реализована программа «Школа дружбы». Организаторами лагеря выступили: Саратовское отделение Российской скаутской организации и СРОО Трезвости и здоровья в партнерстве с Ассамблеей народов России при спонсорской поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии (г. Москва) и Благотворительного фонда «Спорт. Образование. Культура» (г. Самара). В этом лагере 500 детей различных национальностей лучше узнали друг друга, научились работать в сплоченной команде, ставить общие цели и искать пути их достижения, стали намного дружнее и ответственнее. Национальные и культурные особенности не разъединяли их, а дополняли друг друга, позволяя создать удивительный сплав взаимопонимания, дружеской поддержки и совместного творчества. На собственном опыте ощутив преимущества совместной работы, дети обменивались адресами, договаривались о новых встречах и совместных делах. Увидев эффективность «Школы дружбы», взрослые лидеры национальных общин тоже приехали в лагерь, пожили в палатках и поучаствовали в скаутской программе. Такие лагеря особенно важны в наше неспокойное время, когда противники сильной России пытаются повсеместно разжигать межнациональные конфликты, когда вновь стали возможны крайние проявления ксенофобии и геноцида.

С 20 по 31 июля этого года саратовские скауты побывали в Ульяновской области на Российском скаутском слёте (Джамбори) «Симбирский бриз – 2008», где встретились более 3000 лучших представителей скаутских организаций из различных городов России. Они не только познакомились друг с другом и обменялись опытом скаутской работы, но и научились многим интересным умениям: плавать на байдарках, катамаранах и рафтах, штурмовать скальные вершины, преодолевать овраги и реки при помощи веревочных переправ, выполнять акробатические трюки на велосипедах, запускать воздушных змеев, выпускать собственную газету и т.д. На слете состоялся и чемпионат России по спортивному метанию ножей, в котором и дети и взрослые участвовали с огромным удовольствием. Саратовские скауты смогли занять 1 место в Чемпионате России среди скаутов по волейболу. Но главное даже не в этом. Все, побывавшие на Джамбори, воочию увидели преимущества совместной работы и объединения усилий, ведь поодиночке ни одна областная организация не смогла бы создать такую уникальную и очень интересную программу.

В планах саратовской скаутской организации ещё очень много нужных и интересных дел: помимо непосредственной работы со скаутскими отрядами планируются краеведческие походы по интереснейшим местам нашей области, фестиваль воздушных змеев, приключенческая программа для сплочения классных коллективов и многое другое. Чем больше объединяется вокруг нас людей и организаций, уникальных, неповторимых, с новыми идеями и опытом – тем многократно усиливаются наши возможности. Быть вместе с нами, эффективно работая и открывая новые горизонты для себя и детей, или стоять в стороне, ожидая лучших времён, - решать вам.

Андрей Аверьянов,

методист Саратовского отделения Российской скаутской организации

1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Внешкольник.- 2002. - № 6.- С.1-16.

Категория: Мои статьи | Добавил: scout (25.09.2008) | Автор: Андрей Аверьянов
Просмотров: 1028 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Имя *:
Email *:
Код *:
 
 
Категории каталога
Мои статьи [2]
ПИШЕМ КНИГУ ВМЕСТЕ [2]
Здесь вы найдёте продолжение книги "Дорога к себе" - "Дорога к людям". Оно обрывается на самом интересном месте. Предложите свой вариант продолжения!

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

 

Copyright MyCorp © 2025
Хостинг от uCoz