ДЕТИ XXI ВЕКА
–
ПОТЕРЯННОЕ
ПОКОЛЕНИЕ ИЛИ ЗАЛОГ ПРОЦВЕТАНИЯ РОССИИ?
В новом
учебном году величина зарплаты многих саратовских педагогов будет зависеть от
качества проводимой ими воспитательной работы. Как им найти по-настоящему
эффективную и интересную детям систему воспитания?
В воспитании
разбираются все. Достаточно послушать старушек у подъезда, женщин в общественном
транспорте, родителей на школьном собрании, и мы увидим, что Россия – страна
гениальных педагогов, каждый из которых знает совершенно надёжный, не дающий
сбоев рецепт воспитания подрастающего поколения. Вот только отчего-то количество
преступлений, совершённых подростками, по-прежнему огромно и всё чаще раздаются
горькие сетования родителей: «Не понимаю, что с моим ребенком произошло. Рос
тихим, послушным, а потом как с цепи сорвался». Причина находится всегда: дурная
компания, недосмотр педагогов, и лишь изредка – собственные ошибки в
воспитании.
А, может быть,
это вполне закономерно? Откуда родителям, в большинстве своём не обучавшимся
педагогическим технологиям, знать, как правильно воспитать ребёнка в условиях
быстро меняющегося общества? Вот и действуют по принципу: «Меня воспитали
нормальным человеком, и я буду своих детей теми же методами воспитывать». А
жизнь безвозвратно изменилась – стало больше возможностей и соблазнов, с экранов
телевизоров открыто пропагандируется принцип: «Живи так, как тебе нравится. Будь
выше правил и общественного мнения», исчезла единая государственная система
воспитания. В этих изменившихся условиях старые методы уже не эффективны, а
новых родители не знают.
Те родители,
которые понимают эту проблему, обращаются за помощью в школы, уповая на то, что
там работают профессионалы, имеющие необходимые знания и опыт. Но, зачастую, и
школы не могут предложить им действенную помощь. Ностальгически вспоминая о
пионерской организации, дававшей воспитательной работе необходимую системность,
они создают по её подобию свои школьные организации или сводят весь процесс
воспитания к череде праздничных мероприятий и классных часов. У одних это
получается лучше, у других – хуже, но в любом случае, эффективную воспитательную
систему, способную работать в любой школе, независимо от квалификации и
способностей конкретных исполнителей (снова вспомним пионерию!), изобрести пока
не удалось.
Так где же
выход? И есть ли он вообще? Может, есть смысл просто терпеливо ждать руководящих
указаний – ведь там, наверху придумают в конце-концов что-нибудь подходящее?
Может быть, но тогда надо набраться мужества, взглянуть в глаза детей, попавших
в спецшколы, ночующих в подвалах, употребляющих наркотики, пострадавших в
национальных конфликтах, и честно признать, что в их недетской судьбе есть и
наша личная вина. Существует и альтернатива, сложная, но крайне необходимая –
найти эту эффективную систему самим, проверить её в работе и применять в своей
практике. Каждому по отдельности это сделать сложно, но тем и славилась Россия,
что все самые сложные проблемы нам удавалось решить сообща, «всем миром», собрав
усилия воедино. Попробуем?
Во-первых,
определимся с целью. Кого именно мы хотим воспитать, какие качества надо помочь
выработать детям, чтобы вырастить их наиболее приспособленными к жизни и
полезными обществу? Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года сформулировала государственный заказ:
«Развивающемуся обществу нужны современно
образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные
последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом,
конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Эту
формулировку и возьмём за основу наших поисков.
Итак, цель определена. Теперь нужно наметить путь к ней, по
возможности прямой и не имеющий непреодолимых преград. А ещё лучше – проверенный
многими людьми, успешно дошедшими по нему до цели. Такие пути есть: это те
детские общественные организации, которые успешно работают уже много лет и
доказали свою эффективность. Самая долгоживущая из них, предлагающая наиболее
продуманный с педагогической и психологической точек зрения системный подход,
проверенный в разные времена и в разных странах – организация скаутов. Не беда,
что название не русское, слово «пионер» («первый, идущий впереди») тоже в своё
время коробило слух своим английским происхождением, но кто теперь об этом
помнит! Да и в конце-концов, так ли важно, в какой стране было сделано открытие,
результатами которого пользуются во всём мире! Гораздо важнее, насколько эта
система позволяет нам решить наши проблемы.
В скаутинге есть три ключевых направления деятельности:
нравственно-патриотическое, социальное и личное развитие. Все они одинаково
важны и органично дополняют друг друга. Проецируя их на формулировку госзаказа,
мы видим совпадения сразу по нескольким пунктам: нравственность, развитое
чувство ответственности за судьбу страны, способность к сотрудничеству. А,
учитывая, что одна из основных целей этого движения – научить ребёнка ставить
жизненные цели, находить оптимальные варианты их достижения и преодолевать
всевозможные преграды на пути к ним, мы получим совпадения и по остальным
пунктам. Очень важно, что всё это реализуется через многообразие интересных
детям игровых форм, учитывающих их возрастные и психологические особенности.
Дети не видят процесс воспитания – они просто играют, путешествуют, преодолевают
трудности, помогают друг другу и Родине, а в результате получают бесценный опыт
личностного роста, социального взаимодействия и служения Родине, на который они
смогут опереться во взрослой жизни.
Единственно, что не даёт скаутская система из приведённой выше
формулировки, это современное образование. Но его может дать школа, а вот
мотивация к получению такого образования хорошо реализуется через тот же
скаутинг. Кстати, возможности школы и скаутской организации очень хорошо
дополняют друг друга и в системе школьного самоуправления. Участвуя в школьных
выборах, дети учатся демократии и готовятся эффективно реализовывать своё
будущее избирательное право. Работая в школьном совете, они получают опыт
планирования, организации, согласования позиций и принятия обдуманных решений,
ответственности за выполнение добровольно взятых на себя обязательств.
И, главное,
скаутская система - это не очередная педагогическая теория, подобная множеству
сиюминутно вспыхивающих, захватывающих сердца и умы, но так же быстро гаснущих
новаторских идей. Это практика, успешно реализуемая в большинстве городов
России, в том числе и у нас в Саратове.
Саратовское
отделение Российской скаутской организации начало свою работу с начала 2008
года, и всего за полгода объединило более полутора тысяч мальчишек и девчонок.
Руководители школ, педагоги, родители и сами дети открывали для себя новые
возможности, предоставляемые скаутской системой, и спешили реализовать их на
практике. В тех саратовских школах, которые действительно искали наиболее
эффективные методы воспитательной работы, были созданы целые скаутские дружины:
в МОУ СОШ № 93 – 17 отрядов, в МОУ СОШ № 67 – 10, в гимназии № 1 – 5.
Преимущества
скаутской системы заметили и в Правительстве области. Министр, председатель
Комитета общественных связей и национальной политики Правительства области Иван
Иванович Брянцев и его заместитель Елена Павловна Каштанова, заместитель
министра образования Саратовской области Людмила Викторовна Сафонова поддержали
скаутское движение и сделали всё возможное, чтобы наиболее полно реализовать его
потенциал на благо города и области. Благодаря их помощи, саратовские скауты
смогли не только заявить о себе и провести ознакомительные семинары, но и
организовать патриотический форум «Патриотическое воспитание – дело семейное и
государственное», собрав на него представителей наиболее крупных детских и
молодёжных организаций области, занимающихся патриотическим воспитанием.
Результатом форума явилось подписание соглашения о консолидации усилий в деле
патриотического воспитания и создание на базе скаутской организации
Координационного совета общественных организаций, работающих с детьми и
молодёжью.
Без поддержки
Правительства области не состоялся бы и областной палаточный скаутский лагерь,
на котором была реализована программа «Школа дружбы». Организаторами лагеря
выступили: Саратовское отделение Российской скаутской организации и СРОО
Трезвости и здоровья в партнерстве с Ассамблеей народов России при спонсорской
поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии (г. Москва) и
Благотворительного фонда «Спорт. Образование. Культура» (г. Самара). В этом
лагере 500 детей различных национальностей лучше узнали друг друга, научились
работать в сплоченной команде, ставить общие цели и искать пути их достижения,
стали намного дружнее и ответственнее. Национальные и культурные особенности не
разъединяли их, а дополняли друг друга, позволяя создать удивительный сплав
взаимопонимания, дружеской поддержки и совместного творчества. На собственном
опыте ощутив преимущества совместной работы, дети обменивались адресами,
договаривались о новых встречах и совместных делах. Увидев эффективность «Школы
дружбы», взрослые лидеры национальных общин тоже приехали в лагерь, пожили в
палатках и поучаствовали в скаутской программе. Такие лагеря особенно важны в
наше неспокойное время, когда противники сильной России пытаются повсеместно
разжигать межнациональные конфликты, когда вновь стали возможны крайние
проявления ксенофобии и геноцида.
С 20 по 31 июля
этого года саратовские скауты побывали в Ульяновской области на Российском
скаутском слёте (Джамбори) «Симбирский бриз – 2008», где встретились более 3000
лучших представителей скаутских организаций из различных городов России. Они не
только познакомились друг с другом и обменялись опытом скаутской работы, но и
научились многим интересным умениям: плавать на байдарках, катамаранах и рафтах,
штурмовать скальные вершины, преодолевать овраги и реки при помощи веревочных
переправ, выполнять акробатические трюки на велосипедах, запускать воздушных
змеев, выпускать собственную газету и т.д. На слете состоялся и чемпионат России
по спортивному метанию ножей, в котором и дети и взрослые участвовали с огромным
удовольствием. Саратовские скауты смогли занять 1 место в Чемпионате России
среди скаутов по волейболу. Но главное даже не в этом. Все, побывавшие на
Джамбори, воочию увидели преимущества совместной работы и объединения усилий,
ведь поодиночке ни одна областная организация не смогла бы создать такую
уникальную и очень интересную программу.
В планах
саратовской скаутской организации ещё очень много нужных и интересных дел:
помимо непосредственной работы со скаутскими отрядами планируются краеведческие
походы по интереснейшим местам нашей области, фестиваль воздушных змеев,
приключенческая программа для сплочения классных коллективов и многое другое.
Чем больше объединяется вокруг нас людей и организаций, уникальных,
неповторимых, с новыми идеями и опытом – тем многократно усиливаются наши
возможности. Быть вместе с нами, эффективно работая и открывая новые горизонты
для себя и детей, или стоять в стороне, ожидая лучших времён, - решать вам.
Андрей
Аверьянов,
методист
Саратовского отделения Российской скаутской организации
|